Ведущий российский научно-практический журнал высоко оценил пособие "Менеджеры нового поколения"
В номере 5 за 2014 год одного из ведущих отечественных научно-практических журналов "Эффективное антикризисное управление" появился обзор на коллективную монографию сотрудников кафедры систем управления энергетикой "Менеджеры нового поколения. Передовое управленческое образование". Ранее мы уже писали об этой книге. Сейчас у посетителей нашего сайта появилась возможность ознакомиться с "независимой экспертной оценкой" издания.
Стоит отметить, что "Эффективное антикризисное управление" не является классическим научным журналом - как правило, в нем содержится немало практических статей для бизнеса. Журнал постоянно проводит конференции и семинары по тематике "Управление эффективностью и результативностью" с участием зарубежных экспертов.
Ниже мы публикуем обзор на книгу.
Авторы этой книги – коллектив сотрудников Уральского федерального университета во главе с заведующим кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УрФУ, доктором экономических наук Леонидом Гительманом – считают, что управленческое образование сегодня все больше отстает от бизнес-практики. В связи с чем необходима смена образовательной парадигмы – и в содержательной части, но, прежде всего, в области методов обучения.
В Уральском федеральном университете, пишут авторы, поиск новых принципов обучения менеджеров ведется давно и успешно. О своем опыте они и рассказывают, приводя авторские методики и технологии, повышающие качество учебного процесса в бакалавриате и магистратуре.
Почему прежние методы обучения управленцев уже малоэффективны? Потому, что новое поколение менеджеров будет работать в новых условиях – во время стремительных перемен, технологических прорывов и жесткой конкуренции за новые рынки, т.е. задачи перед управленцами будут стоять качественно другие.
Пока профессиональное образование управленческих кадров не соответствует этим задачам. Менеджеры не готовы действовать в условиях неопределенности. Они не понимают взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами. Они не подготовлены к организации инновационной деятельности. Они не обладают знаниями для работы в глобальной среде и международных проектах.
Если вчера от менеджера в первую очередь требовалось четко выполнять поставленные сверху задачи; умение достать ресурсы и выстроить людей, то сегодня менеджеры должны понимать приоритеты, уметь работать с акционерами и поставщиками ресурсов, понимать необходимость модернизации производства. А уже завтра от них будут требоваться способность действовать на опережение, видеть перспективы научно-технического развития и уметь создавать комфортную внутреннюю среду.
Новые задачи менеджмента диктуют новые требования к компетенциям, а это в свою очередь требует новых технологий обучения. Из задач, стоящих перед менеджментом, вытекают и направления совершенствования управленческого образования. Это, в частности, создание системы непрерывного образования менеджера в течение всей профессиональной жизни, развитие навыков самообучения.
Приоритетами учебного процесса, на взгляд авторов, должны стать:
- знакомство студентов с передовым опытом менеджмента, проведение занятий по профильным дисциплинам непосредственно на предприятиях; участие в корпоративных деловых играх, выполнение курсовых проектов на материалах предприятий,
- формирование позитивного отношения к техническим знаниям; насыщение спецкурсов и программ практики инженерными вопросами,
- изучение ИТ-дисциплин на протяжении всего периода обучения,
- циклы тренингов и интерактивных семинаров, развивающих управленческие способности и компетенции менеджера (коммуникативные возможности, умение работать в команде, креативность, стрессоустойчивость) и т.д.
В практической деятельности менеджеры, пишут авторы, часто игнорируют психологическую составляющую делового взаимодействия, в основе которой – социальные потребности (стремление присоединиться к группе, занять в ней достойное место, сохранить контроль над ситуацией, оказать влияние на других). Эта проблема решается путем формирования у студентов управленческого интеллекта. Формирование такого интеллекта должно происходить за счет отказа от неконструктивных установок и стереотипов (эгоцентризма, рациоцентризма, догматизма, универсализма, плоского видения, изоляционизма).
Авторы считают, что сформировать управленческий интеллект у студентов вполне реально. Опробованные в Уральском университете методики есть. Это – анализ монографий современных менеджеров с последующим публичным анализом этого опыта, психодиагностика (психодиагностические тесты позволяют студенту понять закономерности собственного поведения, а обобщение индивидуальных данных – разнообразия поведен- ческих стилей в группе), поведенческие тренинги, анализ конкретных управленческих ситуаций, групповое проектирование.
В высокотехнологичных отраслях с суперсложными технологиями (энергетика, аэрокосмический комплекс, нефтегазохимические производства и др.) менеджер сможет успешно работать, только освоив технико-технологические знания и понимая междисциплинарные связи техники, экономики и человеческого ресурса. Этому должны способствовать междисциплинарные программы. Так, междисциплинарный подход при обучении менеджеров для электроэнергетики означает использование базовых понятий инженерно-технической деятельности при преподавании управленческих и экономических дисциплин.
Авторы сообщают о разработанных ими авторских методиках. Это, в частности, ИСКО – интегрированная система консультирования обучения и преобразующих действий – уникальный, как говорят авторы, метод междисциплинарного обучения, адаптирующий содержание обучения к актуальным потребностям менеджеров, предусматривающий командную работу профессоров, менеджеров и студентов, формирующий готовность к реализации новых идей, способность к выработке опережающих действий в условиях рисков и угроз.
Применяют в Уральском федеральном университете также метод «Самопроектирование будущего» (процесс коллективной выработки стратегических решений, разработки концептуальных проектов будущего компании), метод самообучающейся организации (авторы считают его весьма эффективным в корпоративном обучении и работе с магистрами), метод игрового обучения (тут особое значение авторы придают организационно-деятельностным играм, в отличие от традиционных деловых игр, каждая ОДИ создается как эксклюзивный проект для решения актуальной проблемы).
Из других новаций, применяемых в Уральском федеральном университете, стоит отметить технологию отбора менеджеров с потенциалом роста – она разделена на три этапа: психологическая диагностика, диагностика профессиональной компетентности и деловая игра, в которой уточняются результаты диагностики менеджеров через оценку реального поведения в различных ситуациях. И «Профсоюз выпускников»: основная идея этого проекта – формирование уже во время обучения деловых связей между студентами университета и выпускниками прошлых лет, что позволяет студентам находить бизнес-площадки для практики и дальнейшего трудоустройства.
Как пишет Леонид Гительман, он и его соратники уже убедились в конструктивности своих идей – максимальный результат в формировании профессиональных качеств менеджера достигается при интеграции процессов обучения. Но реализовать такой подход можно только в партнерстве с бизнесом.
Ссылка на оригинальный текст статьи http://www.e-c-m.ru/index.php/jour/article/view/343/344