Опережающее обучение - идеология и ноу-хау НОЦ "ИНЖЭК"

12 Июля 2018

В рамках реализуемого в НОЦ "ИНЖЭК" научного направления «Упреждающее управление в активно развивающихся отраслях и секторах экономики» закончено исследование, посвященное радикальным изменениям в управленческом образовании. Эти изменения являются ответом на расширяющийся спектр современных экономических и технологических вызовов: цифровизация и кастомизация производств; гиперсвязанность рынков, отраслей, технологий и отдельных бизнесов; значительное повышение интеллектуализации менеджмента. 

Представляем возможность нашим студентам, аспирантам и всем лицам, заинтересованным в данной проблематике, ознакомиться с ключевыми положениями исследования. Прочесть полную версию вы можете по ссылке.

* * * * *

Л.Д. Гительман, М.В. Кожевников

ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В ЭКОНОМИКЕ

За короткий срок – последние 5-7 лет – в научно-техническом и технологическом глобальном пространстве произошли радикальные перемены. Еще более революционные нововведения предсказываются в ближайшие годы. Именно новые технологии, их многообразие и непрерывное обновление меняют привычные стереотипы, инициируют каскад изменений и, по существу, наполняют новым содержанием, смыслом и интеллектуалоемкой насыщенностью традиционные функции, методы и инструменты менеджмента.

Закономерно возникает вопрос, адекватно ли меняется профессиональное управленческое образование? Конечно, в образовании менеджеров постоянно происходят те или иные совершенствования, касающиеся внедрения отдельных дисциплин, изменения структуры учебного плана, повышения разнообразия методов обучения. Но можно уверенно утверждать, что глубина этих изменений не соответствует новым задачам и реалиям в объектах управления. Целостных изменений на уровне обновления парадигмы, ее концептуальных и методологических положений не происходит. Используемая парадигма в своей основе соответствует концепциям, идеям и лучшей практике западного менеджмента конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века. Именно поэтому разрывы между потребностью обновления промышленного сектора экономики и компетенциями управленческого персонала все более увеличиваются и стали серьезным барьером развитию.

Конкуренция за будущее - вызов менеджменту

Модели управления трансформируются под влиянием различных глобальных тенденций, среди которых, применительно к рассматриваемой проблеме, особое влияние имеют следующие.

Расширение системных взаимосвязей рынков, отраслей, бизнесов с разнообразием сложнейших технологий и цифровой средой. Эта тенденция отчетливо проявляется во всех высокотехнологичных, наукоемких отраслях. Качественный рост сложности создаваемых технических систем, насыщение искусственным интеллектом всей технологической цепочки, развитие кастомизированного производства и взаимодействия с потребителями на основе киберфизических систем, использование виртуальных структур международного сотрудничества требуют новых инструментов и методов менеджмента. Все чаще будут возникать управленческие задачи продвижения новейших технологий на национальных и зарубежных рынках, принятия решений относительно перспектив их использования с учетом технико-экономических параметров. От менеджмента требуется способность разговаривать «на одном языке» с разработчиками и производителями нового оборудования, эксплуатационниками, понимание особенностей функционирования рынков-экосистем, тонкостей наукоемкого сервиса и его применимости к конкретной практике.

Другая реальность – сверхдинамичные перемены в обновлении и перемещении технологии в глобальном пространстве. Быстрота ориентации в изменяющихся реалиях, предвидение их, готовность к непрерывным переменам стали решающим фактором конкурентоспособности любого бизнеса. В этой связи целевая функция интеллектуализации менеджмента рассматривается как повышение готовности действовать на опережение, что означает гибкость, способность быстрее конкурентов адаптироваться к новым условиям, прежде всего видя в них открывающиеся возможности. В результате происходят существенные изменения в алгоритмах принятия управленческих решений в направлении значительного повышения уровня интеллектуализации менеджмента.

Так, само понятие «стратегии» приобретает качественно другой смысл:

  • она не может быть разработана на продолжительный период;
  • предусматривает не пассивное, а активное взаимодействие с внешней средой (отсюда форсайты, конструирование будущего, системы раннего предупреждения);
  • должна быть гибкой (многосценарной);
  • включать сетевое междисциплинарное общение с экспертами.

Таким образом, стратегия начинает рассматриваться как постоянно обновляемая платформа для обсуждений и генерации идей относительно новых возможностей, как форма вовлечения сотрудников и их самообучения.

На первый план вместо прошлого опыта выходит умение представлять быстро в целостном виде новую ситуацию, неожиданно возникшую и стремительно меняющуюся. Более того, менеджеру становится необходимым предвидеть назревающие перемены. Для этого он должен обладать методологической культурой, стратегическим мышлением, инструментами аналитической поддержки и конструирования будущего. Он должен хорошо видеть междисциплинарные связи, прежде всего с драйверами технологических изменений.

Тотальная персонификация. Аддитивные технологии не только меняют сознание конструкторов и технологов, но, конечно же, и менеджеров. За счет данных технологий персонализация и индивидуальные решения, к которым потребители привыкли в цифровом мире, развивается в строительстве, производстве медицинского оборудования и компонентов, автопроме, электронной промышленности.

В результате потребители на самых разных рынках стремятся получить даже весьма сложный товар «здесь и сейчас», бизнес становится все более «цифровизированным», а жизненные циклы продуктов и услуг продолжают неумолимо сокращаться. На первый план выходят глобальные интернет-компании (Google, Apple, Microsoft, Amazon), которые сегодня значительно опережают по суммарной капитализации и выручке таких индустриальных гигантов, как General Electric или Exxon Mobile.

Какие умения и навыки необходимы для будущего? Как их оценить вперед на 5–10–15 лет? Очевидно, что заблаговременное их формирование становится ключевым конкурентным преимуществом, основой лидерства и устойчивого развития.

Авторская гипотеза

В представлении авторов в основе новой парадигмы управленческого образования следующее исходное положение.

Новое поколение менеджеров будет массово участвовать в прорывах при создании принципиально новых технологий, создании новых рынков, модернизации действующих производств. Основные изменения будут связаны со значительным повышением производительности труда на базе интеллектуальных систем, разнообразием экономических и маркетинговых инструментов работы с потребителями, с внедрением систем гарантирования безопасности, надежности, экологичности и энергоэффективности производства. В свою очередь, крупные технологические инновации инициируют глубокие организационные преобразования, смену принципов сервисного обслуживания промышленных объектов, оптимизацию их жизненного цикла. Менеджерам предстоит решать качественно новые задачи, среди которых:

  • идентификация глобальных трендов, тех угроз и новых возможностей, которые они несут, и быстрая адаптация к изменяющимся обстоятельствам;
  • анализ и форсайт-исследования глобальных, национальных и региональных рынков технологий, капитала, знаний и компетенций;
  • проектирование и управление жизненным циклом интегрированных систем с инновационными характеристиками: инженерно-технических, организационно-экономических и социотехнических;
  • нахождение оптимальных решений с учетом многофакторных рисков;
  • управление крупными международными проектами с участием виртуальных команд;
  • работа с экспертами, представляющими различные области знаний и практики.

Данное исходное положение выдвигает ряд требований к содержанию новой образовательной парадигмы.

  1. Метод обучения менеджеров становится приоритетом. Деятельностное участие, междисциплинарная командная работа, моделирование ситуаций, исследовательская работа, проектное обучение являются неотъемлемым элементом современного управленческого образования, в котором основной акцент делается не столько на приобретение знаний, сколько на их генерирование, обновление и использование. В этой связи резко возрастает роль науки в управленческом образовании; она, по существу, становится доминантой учебного процесса, особенно в магистратуре.
  2. Образовательные модели нуждаются в радикальной трансформации в направлении приобретения обучающимися навыков профессионального поведения в условиях неопределенности; работы с огромными массивами информации; взаимодействия в глобальной сети; мониторинга широкого спектра новейших производственных, телекоммуникационных, управленческих технологий.
  3. Резко повышается актуальность приобретения менеджерами навыков к самообучению. Приоритет отдается умениям непрерывно развивать собственную методологическую культуру, критическое мышление, держать в постоянном фокусе изменения контекста, новейшие научно-технические достижения как в базовой, так и в смежных отраслях.
  4. Основополагающий принцип учебного процесса для менеджеров – применение междисциплинарного подхода, интегрирующего предметные знания в новое их качество (техника и технология, экономика и финансы, экология, право, менеджмент).

При этом именно технология в широком смысле – от целевых научных исследований и инжиниринговых разработок до внедрения инноваций –  является объектом концентрации междисциплинарных взаимосвязей. Поэтому знание инженерных основ производства и научно-технических трендов – непременное условие возможности руководителя успешно выполнять свои функции. Следовательно, в управленческом образовании должны быть существенно усилены объем и содержание научно-технической, инженерно-технологической и технико-экономической подготовки, формирующей соответствующие компетенции.

Эмпирические данные, полученные на основании проведенных авторами опросов (рис.), акцентируют внимание на ряде элементов управленческой деятельности, приобретающих важное значение в энергетике и высокотехнологичных отраслях при технологической модернизации. Так, по мнению экспертов, в образовательных программах подготовки менеджеров необходимо значительно больше уделять внимание инженерно-техническим вопросам отрасли и ее научно-техническим перспективам – до 20-22% общего объема учебной программы у бакалавров и магистров; готовности к инновационной деятельности – 12% у бакалавров и примерно столько же у магистров; методам самообучения – 15% у бакалавров и 11% у магистров.

Сравнение этих «нормативных» значений с фактическим состоянием в университетах РФ при подготовке, например, бакалавров менеджмента, показывает, что особенно в первые два года в учебных планах доминируют общеобразовательные дисциплины, имеющие опосредованное отношение к профессии. В то же время в западных университетах доля таких дисциплин намного ниже, а порой этот общекультурный блок вообще отсутствует или выведен в контур майноров – дисциплин по выбору (таблица).

Решающее значение приобретают междисциплинарные компетенции

Подчеркнем, междисциплинарность – это не столько совместное рассмотрение проблем специалистами из разных отраслей науки и практики, сколько синтез различных знаний, с целью получения нового решения сложной задачи. Можно уверенно предположить, что тенденция к междисциплинарности будет усиливаться по мере нарастания потока новых сложных задач, дифференциации и интеграции знаний. При обучении менеджеров важно не только продемонстрировать возможности междисциплинарной методологии как способа организации командной деятельности для всестороннего анализа ситуации и повышения эвристической эффективности, но и инструменты междисциплинарных решений.

Новизна непрерывно возникающих задач, необходимость их осмысления, систематизации и схематизации, учета требований многочисленных стейкхолдеров, частой перестройки команд под изменяющиеся требования актуализирует те междисциплинарные компетенции, которые имеют решающее значение в достижении стратегических целей технологического прорыва: инженерно-управленческие инженерно-экономические компетенции и упреждающих действий (рис.).

Уже при локальной технологической модернизации потребность в данных компетенциях остро ощущается: 
  • разработка инвестиционных проектов с обоснованием технических и экономических нормативов, характеризующих её целевые результаты;
  • технико-экономический анализ применимости отдельных моделей новых машин и оборудования, различных поставщиков и форм сервиса в конкретных условиях данного предприятия;
  • комплексная оценка внешних рисков (инвестиционных и технических) и способов их минимизации;
  • внедрение программ организационных изменений в связи с техперевооружением производства;
  • отбор инноваций, которые можно получить от зарубежных партнеров и осуществление операций на соответствующих мировых рынках;
  • аналитическая работа с большими массивами информации различного предметного содержания.
При этом объективно возрастают противоречия между целевыми установками научно-технической деятельности (сфера науки), пользователями техники (сфера эксплуатации) и интересами бизнеса, как главного заказчика наукоемких технологических инноваций. В результате необходима слаженная работа специалистов многих профилей, подключающихся к работе на разных ее этапах и выполняющих разные функции. В таких условиях невозможно заранее предвидеть результаты решений, принимаемых на ранних стадиях и оказывающих существенное влияние на эффективность процесса разработки и на характеристики создаваемой системы. Здесь необходимо, с одной стороны, оценивать варианты с учетом всего жизненного цикла системы и тех изменений во внешней среде, которые могут оказать на нее существенное влияние. С другой стороны, необходимо отделять процесс проектирования системы в целом от детальной проработки отдельных ее компонентов и вести разработку итеративно, проверяя и уточняя решения по мере поступления новой информации. Таким образом, указанные кластеры компетенций должны обязательно присутствовать у специалистов разных профилей, но в разном объеме в зависимости от решаемых ими задач (рис.).
Востребованность опережающего обучения

Под опережающим обучением понимается организованный процесс формирования знаний и компетенций для решения будущих задач, соответствующих глобальным трендам и национальным программам развития. Цель опережающего обучения – получение специалистами знаний для работы в условиях технических и организационно-экономических систем, создаваемых в обозримой перспективе, основанных на новых принципах и функционирующих во внешней среде, отличающейся повышенной турбулентностью.

Опережающее обучение в отличие от традиционного ориентировано не на проблемы текущей кризисной ситуации. Оно позволяет думать и действовать стратегически, в другом масштабе видения, обеспечивая предотвращение кризисных явлений и устойчивое развитие бизнеса, компании и отрасли в обозримой перспективе в направлении повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности на рынках.

  1. Опережающее обучение невозможно, и это следует подчеркнуть особо, без интегрированной в образовательный процесс целевой научно-исследовательской компоненты: контекст-анализа, мониторинга научно-технических достижений, форсайт-прогноза компетенций, структурных изменений в экономике, постоянной генерации новых знаний относительно зарождающихся трендов, их природы, факторов развития.
  2. Учебный материал, таким образом, должен быть насыщен научной информацией, методическими основами НИР и управления инновациями, прогрессивными практическими решениями в области инженерии и управления. По мнению как преподавателей, так и практикующих специалистов, в контент опережающего обучения должны быть включены курсы «Упреждающее управление», «Перспективные отраслевые технологии», «Инструменты прогнозирования будущего», «Инновационное лидерство», «Интеллектуальные производства», «Междисциплинарные взаимосвязи бизнеса», «Глобальные тренды и стратегии».
  3. Опережающее обучение осуществляется в отдельном научно-учебном контуре и задает вектор знаний, нацеленный на создание нового облика отрасли (компании), воплощающего передовые достижения научно-технического прогресса и организационно-экономические инновации. Важный акцент в опережающем обучении делается на механизмы, защищающие отрасль от внешних вызовов и угроз. В отличие от традиционной подготовки менеджеров, решающих рутинные (тактические) задачи, опережающее обучение ставит целью выпуск менеджеров нового типа: конструкторов-инноваторов с компетенциями концептуальных проектировщиков новых систем и их внедрения в действующее производство. Также важно подчеркнуть, что для разных категорий менеджеров необходимы различные пропорции опережающего и традиционного обучения.

Опыт реализации научно-образовательных проектов в новой парадигме

Проблему быстрых качественных преобразований в учебном процессе не решить без культивирования в университете точек роста, демонстрирующих образцы позитивного опыта.  В этом отношении весьма перспективными являются университетские структуры, специализирующиеся в области исследований и образования как целостного объекта.

Для примера приведем опыт научно-образовательного центра междисциплинарных исследований и образовательных проектов (НОЦ «ИНЖЭК») Уральского федерального университета (УрФУ). Фундаментальной основой, позволяющей системно решить проблему внедрения новой парадигмы управленческого образования, является научное направление «Упреждающее управление в динамично развивающихся отраслях и секторах экономики» с широкой исследовательской повесткой и его внедренческая часть – мультипроект «Новые лидеры для технологического прорыва» (рис.). Уникальность мультипроекта заключается в организации умного партнерства науки, образования и бизнеса, базирующегося на общем для каждого субъекта интересе и цели – компетенции для упреждающих действий.

Новая образовательная парадигма в нашей практике предусматривает приоритет метода обучения, формирующего гибкость профессионального мышления и поведения, освоения междисциплинарных связей, понимания контента, готовности к изменениям. С этой целью разработана методология ИСКО – интегрированная система консультирования опережающего обучения и преобразующих действий.

ИСКО – это комплекс инструментов активного погружения студентов и уже практикующих менеджеров в проблемно-ориентированную среду, содержащую интеллектуальные и мотивационные механизмы решения управленческих задач – от поиска идей и исследований актуальных проблем, до воплощения инновационных решений. Модель обучения в ИСКО радикально отличается от традиционного тем, что обучающиеся активно обсуждают друг с другом и профессорами различные вопросы, делятся информацией, сотрудничают и вместе моделируют ситуации и постигают новые смыслы. В результате, учебные курсы воспринимаются не как отвлеченные учебные предметы, а как целостный практико-ориентированный комплекс, способствующий междисциплинарному решению реальных проблем и концептуальному воплощению их.

Разработанные в рамках новой парадигмы технологии, алгоритмизируют и в тоже время активизируют учебный процесс, обеспечивая его направленность на формирование определенных компетенций. Среди апробированных авторских технологий выделим следующие:

  • личная дорожная карта менеджера;
  • инкубатор лидеров для технологической модернизации;
  • игротехнический комплекс «ИДИ к вершинам мастерства»;
  • разработка стратегии лидерства, совмещенная с опережающим обучением;
  • подготовка команды прорыва и проектных команд;
  • совместная инновационная арена университета и бизнеса;
  • конвейер непрерывного управленческого образования.

В целом, внедрение элементов новой парадигмы управленческого образования в Уральском федеральном университете позволило авторам:

  • внедрить собственный образовательный стандарт УрФУ для подготовки магистров – менеджеров энергетики и высокотехнологичных отраслей, на основе которого был введен ряд актуальных курсов, соответствующих новой парадигме, придать большую гибкость образовательному процессу и, что очень важно для новой парадигмы – связать в единую систему учебные курсы, исследовательскую и проектную деятельность.
  • сформировать портфель и учебный контент междисциплинарных программ опережающего обучения. В качестве примеров можно привести программы бакалавриата и магистратуры «Менеджмент в энергетике и высокотехнологичных отраслях», «Лидерство в инженерии, менеджменте, IT-бизнесе» (совместно с Институтом радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ), «Стратегическое управление в ТЭК» (совместно с НИУ «Высшая школа экономики» и Санкт-Петербургским политехническим университетом), «Глобальный энергетический бизнес» (совместно с Политехническим университетом Турина), а также ряд специализированных корпоративных программ дополнительного профессионального образования. Для этих целей активно развивается собственная технологическая платформа умного партнерства и коммуникационная сеть, в которой НОЦ «ИНЖЭК» выступает в качестве координатора сетевого взаимодействия;
  • организовать подготовку команд прорыва для технологической модернизации и организационных преобразований (проект уже реализован в крупнейшей частной энергокомпании РФ ПАО «Т Плюс», а также в УрФУ);
  • приступить к внедрению в энергокомпаниях Уральского региона новой модели упреждающего управления (рис.).

Опыт авторов в проектировании и реализации в Уральском федеральном университете междисциплинарных образовательных программ с элементами опережающего обучения, а также подготовки инновационных команд прорыва убеждает, что конкретное наполнение актуальных компетенций в полной мере достигается при тесном взаимодействии партнеров в образовании, науке и бизнесе – умном партнерстве, заинтересованном в лидерстве.

Заключение

Радикальные изменения в технологической базе производства трансформируют системы управления, методы и инструменты менеджмента и требуют качественных преобразований в управленческом образовании. В понятийном языке менеджера на первый план выходят новые термины: неопределенность, риски, сложные системы, конструирование будущего, междисциплинарные решения, упреждающие действия.

В этой связи очевидно, что традиционные подходы к обучению устарели не только в части контента, но еще в большей мере – методов. При разработке актуальной образовательной парадигмы следует ориентироваться на принципиально новую модель управления развитием – упреждающее управление. Упреждающее управление направлено на заблаговременное противодействие вызовам и угрозам, генерируемым внешней нестабильностью на основе результатов контекст-анализа глобальной, национальной и региональной среды, а также выявление вновь возникающих возможностей как результата мониторинга технологических трендов, наблюдения за слабыми сигналами и структурирования сложных приоритетов. Целевую функцию упреждающего управления составляет заблаговременная подготовка менеджмента к неожиданным изменениям и планируемым инновациям (вперед на 5–10–15 лет), включая НИОКР, развитие человеческого капитала, внедрение гибких организационных структур, активно взаимодействующих с потребителями, создание креативной корпоративной среды.

Освоение актуальных компетенций осуществляется на основе опережающего обучения, внедрения образовательных программ, в которых большое внимание уделяется стратегиям лидерства, принятию решений в условиях неопределенности, форсайт-исследованиям, перспективным технологическим, социотехническим, организационно-экономическим и природоохранным системам. Также в новой парадигме возрастает значение специализированных научных исследований, направленных на прогнозирование развития, разработку методологии проектирования сложных технических и организационно-экономических систем, насыщенных инновационными элементами, интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности.

При технологическом прорыве, когда менеджеры в команде с инженерами и специалистами разных профилей решают проблемы разработки, оптимизации и внедрения сложных систем, ключевое значение приобретают междисциплинарные компетенции: инженерно-управленческие, инженерно-экономические и упреждающих действий.

Дальнейшие исследования авторов направлены на изучение роли и оптимальных пропорций гуманитарной составляющей в новой парадигме. Опыт лучших зарубежных университетов в последнее время демонстрирует высокий интерес к дисциплинам на стыке дизайна, искусства, визуализации как драйверу индивидуальной и командной креативности и методу снижения сложности комплексных решений. В российской практике гуманитарный блок, в основном, состоит из классических курсов истории и философии, слабо коррелируемых с целевыми функциями подготовки кадров нового поколения. Таким образом, данная проблема требует обсуждения и выработки единой позиции в академическом и экспертном сообществе.

Список литературы

  1. Новые производственные технологии: публичный аналитический доклад. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 272 с.
  2. Корпоративное обучение для цифрового мира / под ред. Катькало В.С., Волкова Д.Л. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2017. – 200 с.
  3. Buble M. Tendencies in evolution of 21st century management // Management. – 2015. – № 20. – С. 1–17.
  4. Gitelman L.D., Gavrilova T.B., Gitelman L.M., Kozhevnikov M.V. Proactive Management In The Power Industry: Tool Support // International Journal of Sustainable Development and Planning. – 2017. – Vol. 12. – No. 8 – С. 1359–1369. doi: 10.2495/SDP-V12-N8-1359-1369.
  5. Цифровой переход в электроэнергетике России. Экспертно-аналитический доклад / под общ. ред. Княгинина В.Н. и Холкина Д.В. – М.: Центр стратегических разработок, 2017. – 47 с.
  6. Schönmann A., Greitemann J., Reinhart G. Proactive Management of Production Technologies: A Conceptual Framework // Procedia CIRP. – 2016. – № 52. – С. 198–203. doi: 10.1016/j.procir.2016.08.011.
  7. Scholten D., Künneke R. Towards the Comprehensive Design of Energy Infrastructures // Sustainability. – 2016. – № 8. – С. 1291. doi: 10.3390/su8121291.
  8. Giret A., Garcia E., Botti V. An engineering framework for Service-Oriented Intelligent Manufacturing Systems // Computers in Industry. – 2016. – № 81. – С. 116–127. doi: 10.1016/j.compind.2016.02.002.
  9. Mcintyre D.P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: emerging views and next steps // Strategic Management Journal. – 2017. – № 38. – С. 141–160. doi: 10.1002/smj.2596.
  10. Porter M.E., Heppelmann J. E. Why Every Organization Needs an Augmented Reality Strategy // Harvard Business Review. – 2017. – № 6. – С. 46–57.
  11. Teece D.J. Business models, business strategy and innovation // Long Range Planning. – 2010. – Vol. 43. – № 2–3. – С. 172–194. doi: 10.1016/j.lrp.2009.07.003
  12. Gitelman L.D., Gitelman L.M., Kozhevnikov M.V. Managers for Sustainable Electric Power Industry of Tomorrow // International Journal of Sustainable Development and Planning. – 2018. – Vol. 13. – № 2 – С. 307–315. doi: 10.2495/SDP-V13-N2-307-315
  13. Porter M.E., Heppelmann J.E. How Smart, Connected Products Are Transforming Competition // Harvard Business Review. – 2014. – № 11. – С. 64–88.
  14. Охтилев М.Ю., Мустафин Н.Г., Миллер В.Е., Соколов Б.В. Концепция проактивного управления сложными объектами: теоретические и технологические основы // Известия вузов. Приборостроение. – 2014. – Т. 57. – № 11. – С. 7–15.
  15. Schoemaker P.J.H., Day G.S., Snyder, S.A. Integrating Organizational Networks, Weak Signals, Strategic Radars and Scenario Planning // Technological Forecasting & Social Change. – 2013. – № 80. – С. 815–824. doi: 10.1016/j.techfore.2012.10.020.
  16. Chryssolouris G., Mavrikios D., Mourtzis, D. Manufacturing Systems: Skills & Competencies for the Future // Procedia CIRP. – 2013. – № 7. – С. 17–24. doi: 10.1016/j.procir.2013.05.004
  17. Anderson L., Mason K., Hibbert P., Rivers C. Management Education in Turbulent Times // Journal of Management Education. – 2017. – Vol 41. – № 2. – С. 303–306 doi:  10.1177/1052562916682208.
  18. Ferguson D., Fernández R.E. The Role of the University in the Innovation Ecosystem, and Implications for Science Cities and Science Parks: A Human Resource Development Approach // WTR. – 2015. – № 4. – С. 132–143. doi: 10.7165/wtr2015.4.3.132.
  19. Fuchs W. The New Global Responsibilities of Engineers Create Challenges for Engineering education // Journal of Education for Sustainable Development. – 2012. – № 6. – С. 111–113. doi: 10.1177/097340821100600117.
  20. The Future International Manager. A Vision of the Roles and Duties of Management / eds. by Zsolnai L. and Tencati A. – UK: Palgrave Macmillan, 2009. – 198 с.
  21. Santandreu-Mascarell C., Canós-Darós L., Pons-Morera C. Competencies and skills for future Industrial Engineers defined in Spanish degrees // Journal of Industrial Engineering and Management. – 2011. – № 4(1). – С. 13–30. doi: 10.3926/jiem..v4n1.p13-30.
  22. Шматко Н.А. Компетенции инженерных кадров: опыт сравнительного исследования в России и странах ЕС // Форсайт. – 2012. – Т. 6. – № 4. – С. 32–47.
  23. Гительман Л.Д., Магарил Е.Р., Ходоровский М.Я. Междисциплинарный подход в формировании компетенций менеджеров для инновационной экономики // Экономика региона. – 2014. – №1(37). – С. 174–184.
  24. Gitelman L.D., Sandler D.G., Gavrilova T.B., Kozhevnikov M.V. Complex Systems Management Competency For Technology Modernization // International Journal of Design & Nature and Ecodynamics. – 2017. – Vol. 12. – No. 4 – pp. 525–537. doi: 10.2495/DNE-V12-N4-525-537.
  25. Chryssolouris G., Mavrikios D., Mourtzis D., Manufacturing Systems: Skills & Competencies for the Future // Procedia CIRP. – 2013. – № 7. – С. 17–24. doi: 10.1016/j.procir.2013.05.004.
  26. Exner K., Schnürmacher C., Adolphy S., Stark R. Proactive maintenance as success factor for use-oriented Product-Service Systems // Procedia CIRP. – 2017. – № 64. – C. 330–335. doi: 10.1016/j.procir.2017.03.024.
  27. Jamshidi, M., Systems of Systems Engineering – Innovations for the 21st Century. – Hoboken: Wiley, 2007. – 616 с.
  28. Blanchard B.S., Fabrycky, W.J. Systems Engineering and Analysis. – Boston: Prentice Hall, 2010. – 800 с.
  29. Hitchins, D., Systems Engineering: A 21st Century Methodology. – Chichester: Wiley, 2007. – 528 с.
  30. Менеджеры нового поколения: передовое управленческое образование / [Л.Д. Гительман, А.П. Исаев, Т.Б. Гаврилова и др.] ; под общ. ред. Л.Д. Гительмана, А.П. Исаева. – М.: Экономика, 2014. – 168 с.
  31. Gitelman L.D., Sandler D.G., Kozhevnikov M.V. University technology platform of anticipatory learning // Economy of Region. – 2016. – № 1. – pp. 257–266. doi: 10.17059/2016-1-20.