Как готовить специалистов для цифровой экономики и какова роль науки в опережающем обучении?

06 Июля 2020

В журнале "Экономика региона" опубликовано очередное исследование команды НОЦ "ИНЖЭК", посвященное острым вопросам подготовки кадров для цифровой экономики. Полную версию статьи Вы можете прочитать по ссылке. На нашем сайте мы приводим вступительную часть.

Особый интерес статья представляет для будущих студентов магистратуры - в исследовании подробно описан подход к организации образовательного процесса и технологии опережающего обучения, которые мы успешно применяем на наших программах.

* * *

Л.Д. Гительман, М.В. Кожевников, О.Б. Рыжук

ТЕХНОЛОГИЯ УСКОРЕННОГО ТРАНСФЕРА ЗНАНИЙ ДЛЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Подготовка специалистов для цифровой экономики требует новых подходов к организации образовательного процесса, который должен обеспечивать высокую скорость обновления учебного материала, обладать гибкостью в части форматов и методов обучения, формировать компетенции для работы в условиях неопределенности и поддерживать готовность к решению сложных задач на протяжении всего цикла профессиональной деятельности. Это становится возможным только при тесной интеграции научной и образовательной деятельности. В статье предложен механизм оперативного трансфера в образовательный процесс университета результатов новейших научных исследований для организации опережающего обучения, организационные принципы, содержание и методы которого приведены на примере подготовки управленческих кадров. Новизна полученных авторами результатов заключается в обосновании и характеристике развиваемого ими научного направления «Упреждающее управление в активно развивающихся отраслях и секторах экономики», основных положений опережающего обучения и базы знаний для этой цели. Определены возможности применения концепции технологических платформ к задачам проектирования брендовых образовательных продуктов повышенной ценности, обладающих гибкой модульной архитектурой, которая позволяет реализовывать программы обучения в логике конвейера непрерывного наращивания компетенций. Представлен концептуальный проект университетской научно-образовательной платформы и механизм ее функционирования. Апробация результатов в Уральском федеральном университете (УрФУ) продемонстрировала высокую эффективность предложенных методов и достоверность исследовательских результатов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного платформенного инструментария при формировании в регионе научно-образовательных центров мирового уровня для развития глобальной научно-производственной кооперации и создания прорывных инновационных разработок.

Введение

Стремительные изменения, происходящие во всех областях жизнедеятельности, связаны с формирующимся технологическим укладом, в котором определяющими становятся знания, инновации, умные производства и среды, непрерывное самообучение и обновление компетенций. Мир при нем уже не описывается линейной парадигмой, а человеческого интеллекта недостаточно для осмысления сложной динамики постоянных трансформаций. Конечно, цифровые технологии и системы анализа данных облегчают принятие решений в условиях неопределенности. Однако, остро ощущается необходимость прорыва в смене традиционных представлений в самых разнообразных областях науки и практической деятельности. Парадигмы должны стать гибкими, открывая выбор возможностей и, конечно, нацеленными на будущее, на опережающие стратегии.

 

Рис. Изменение моделей рыночной конкуренции: от «аналоговой» к «цифровой» парадигме

Анализ больших данных, облачные технологии, интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение – эти и многие другие новые инструменты становятся неотъемлемой составляющей в работе управленца. Но главное назначение данных новшеств – удовлетворить возрастающую потребность в действиях на опережение по сравнению с конкурентами на рынке. Ведь время становится решающим фактором стратегического поведения в бизнесе, а доминантой требований к менеджменту – предвидение и упреждение: прогнозирование будущего организации, изменений контекста, способность быстро адаптировать системы к неожиданным изменениям в течение всего жизненного цикла.

Очевидно, что упреждающее управление невозможно без опережающего обучения специалистов, саму суть которого составляет постоянная генерация новых знаний относительно зарождающихся тенденций и возможностей, которые возникают при их использовании. Учебный контент неизбежно насыщается результатами актуальных НИР, а в процессе обучения в фокус помещаются принципы и методов конструирования будущего, разработка новых инженерных, социо-технических, организационных и природоохранных систем.

Поэтому закономерно, что в мире управленческое образование приобретает все более «исследовательский» характер и ориентируется на прорывные научно-технические достижения. Активное участие в научных исследованиях становится императивом опережающего обучения. Поэтому практически во всех ведущих университетах мира начало уделяться повышенное внимание исследовательской работе студентов. Как правило, научная повестка формируется на стыке перспективных технологий и включает, например, принципы создания цифровой реальности, роботизированных производств или внедрения алгоритмов анализа больших данных.

Несмотря на рост объема литературы о научно-технических достижениях и технологиях последних лет, новой промышленной революции, проблема разработки новых принципов профессионального образования и методологии создания передовых образовательных продуктов, опирающихся на релевантные знания и способствующих приобретению компетенций реагирования на еще только прогнозируемые события, практически выпадает из поля зрения исследователей.

Между тем, от решения именно этой задачи зависит эффективность осуществления технологического прорыва. Особо критический характер данная проблема имеет для России, где цифровой ландшафт еще только начинает формироваться, а образовательная система во многом не соответствует современным экономическим вызовам. Отчасти поэтому в ряде регионов страны инициировано создание научно-образовательных центров мирового уровня. На государственном уровне уже сформулированы методические рекомендации по формированию программ деятельности научно-образовательных центров, разработан перечень мер их поддержки. При этом в регионах и федеральных округах активизировалась разработка концепций и поиск вариантов кооперации между университетами и научно-исследовательскими структурами. В качестве ключевой цели такой кооперации провозглашается подготовка кадров для решения прорывных научно-технологических задач экономики регионов.