Методы обучения НОЦ "ИНЖЭК". Материал с сайта Высшей школы экономики (Москва)

Учиться играючи

Выпускники вузов не умеют решать практические задачи и работать в командах, состоящих из специалистов разного профиля, - так часто говорят работодатели. Свои способы исправления этих недостатков предлагает Научно-образовательный центр инженерно-экономических междисциплинарных исследований и образовательных программ в высокотехнологичных отраслях (НОЦ «ИНЖЭК») Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ).

Что такое ИНЖЭК?

Предыстория НОЦ «ИНЖЭК» - ныне одного из департаментов ВШЭМ УрФУ - началась в конце 1980-х годов в Уральском политехническом институте с отраслевой лаборатории экономики атомной энергетики. Ее сотрудники создали одну из первых в СССР консалтинговую компанию «Урал-ЭСОН» (Центр экономических и социальных нововведений). Позже лаборатория была преобразована в кафедру систем управления энергетикой и промышленными предприятиями.

Миссию НОЦ определили глобально: формирование кадрового состава инновационной экономики.

Цели не менее впечатляющие: активизация междисциплинарных исследований, разработка инновационных проектов, подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей на основе передовых методов и технологий обучения.

В составе «ИНЖЭК» планируется организовать международную виртуальную лабораторию новых форм организации производства и управления, лабораторию проектирования новых образовательных технологий, лабораторию трансфера организационных технологий.

Студентов департамента, в том числе магистрантов, готовят к работе в высокотехнологичных отраслях. Одновременно реализуются программы повышения квалификации для менеджеров с опытом работы. В обоих случаях упор делается на междисциплинарное обучение и практику.

«Это шок…»

Одна из обучающих технологий «ИНЖЭК» - деловые игры. Их цель - научить работать в команде, быстро искать новую информацию, принимать решения в условиях ограниченного времени и стресса. Кроме того, деловые игры делают обучение более насыщенным, обеспечивают высокую мотивацию и вовлеченность студентов. За основу взята модель организационно-деятельностных игр Георгия Петровича Щедровицкого, однако есть отличие: Щедровицкий считал, что такие игры могут проводить даже те, кто ничего не понимает в предмете игры, делая упор на интенсивную организацию мыследеятельности ее участников. В «ИНЖЭК» проектируют игры, напрямую связанные со специализацией кафедр и руководителей-модераторов.

«Когда студенты первый раз попадают на деловую игру, для них это шок, - рассказывает Леонид Гительман. – Они видят реалии производственного коллектива – как проявляются интересы разных людей, как эти интересы сталкиваются, когда речь идет об организационных преобразованиях. Родители студентов потом рассказывали, что их дети спать спокойно не могут – только и обсуждают, как участвовали в игре».

«Я начал участвовать в организационно-деятельностных играх, когда был первокурсником, а сейчас сам их провожу, - добавляет недавний выпускник НОЦ, ныне старший преподаватель кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями ВШЭМ Михаил Кожевников. - После первой игры нас это так затянуло, что мы стали рассматривать критически любой материал, пытались в его практическом применении найти столкновение интересов».

   

Организовать деловую игру – дело затратное: аренда помещений (зачастую арендуют туристическую базу), питание, транспорт требуют немалых расходов. В «ИНЖЭК» пытались проводить масштабные игры без выезда – эффект не тот. Нет полного погружения в процесс — необходимого условия для эффективной работы. Кроме того, обычно игра длится с раннего утра до позднего вечера, а по вечерам и ночам участники собираются вместе и обсуждают свои проекты. Именно с затратностью деловых игр в «ИНЖЭК» связывают то, что эта методика, распространенная в корпоративном формате, практически не используется для обучения студентов.

Опыт НОЦ «ИНЖЭК» высоко оценивают в УрФУ, и у студентов спрос на его программы очень велик: магистрантов здесь больше, чем в любом другом департаменте.

Екатерина Рылько

(С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке http://ecsocman.hse.ru/text/50371305/)